Share Next Entry
Про границы.
medvedunya

Всем привет! Меня вот посетили мысли по поводу различных границ у человека. Желание поделиться размышлениями побудило создать ЖЖ...

Формирование.

Человеческая жизнь зарождается в утробе матери. И там же происходят первые месяцы развития человека. Зародыш как бы является частью материнского тела. А когда он появляется на свет, он становится отдельным существом, у него впервые появляются собственные границы. Вообще, границы могут быть обнаружены между какими-то двумя различными областями. Например, на листе чистой бумаги никаких границ найти не удастся. Камешек легче всего спрятать на морском берегу. Среди других таких же камешков его собственную границу найти очень трудно. Не менее трудно найти иголку в стоге сена или черную кошку в темной комнате. Все это – примеры сходных соседних областей. Однако, вернемся к новорожденному. Его граница проходит по поверхности тела, которое отличается от окружающей среды по температуре, плотности, химическому составу. И ребенку приходится теперь самому поддерживать свою температуру, дышать, питаться и выделять отходы. Пока еще он очень зависим от окружающих, но дышать или кушать «за него», как это делала мама во время беременности, никто уже больше не будет. Конечно, можно припомнить детские кувезы, аппарат искусственного дыхания и кормление через зонд в детской реанимаци. Но все это дает только временную отсрочку в приобретении самостоятельности. Для продолжения жизни ребенок должен сам поддерживать свою уникальную внутреннюю среду в постоянном обмене с окружающим миром.

 

 

Функции.

На границе происходят следующие события.

1.      Встреча с новым. Ребенок видит, слышит, обоняет, осязает и пробует на вкус окружающие предметы. Он движим любопытством и исследует все новое.

2.      Различение приятного и неприятного. С приятным можно продолжить контакт, от неприятного надо избавиться. Приятное можно впустить в свои границы – в пределы видимости или даже внутрь тела (съесть). От неприятного надо избавиться – выплюнуть, отолкнуть, спрятаться. Все неприятное является потенциально опасным. В дальнейшем на неприятности и опасности возможны 2 типа реакции: борьба или бегство.

 

Таким образом, на границе происходит восприятие информации, контакт с окружающим. И затем выбор – принять или отвергнуть данный объект. В процессе развития у человека формируются разные другие виды границ, об этом можно прочесть, например, здесь   http://vika-pekarskaya.livejournal.com/16797.htmlВсе психологические границы поначалу помогают поддерживать родители, а с взрослением ребенок обучается поддерживать их самостоятельно. Однако, функции на любой из этих границ остаются все те же: встреча с новым, а затем выбор – принять или отвергнуть его. 

В жизни после рождения окружающий мир не всегда обеспечивает режим наибольшего благоприятствования. Скорее, он обеспечивает приобретение разнообразного опыта. И, так же как младенцу необходимо поддерживать свой температурный баланс или уровень кислорода, взрослому необходимо уметь отстаивать собственные границы любого рода. И здесь приходится соблюдать баланс. Если границы открыты и всем доступны, любой из окружающих сможет причинить вред или распорядиться находящимся там ресурсом по своему усмотрению. Человек с полностью открытыми границами  будет постоянно терпеть ущерб. Если же границы вовсе непроницаемы, возникает ситуация «железного занавеса», когда обмен с окружающим миром и собственное развитие блокируется. Противогаз надежно защищает не только от боевых отравляющих веществ, но и от аромата цветов и фруктов… Подобная абсолютно надежная защита хорошо описана в рассказе Роберта Шекли «Опытный образец».

В сущности, чем более гибким и гармоничноым является внутренний мир, тем меньше необходимы жесткие границы. И наоборот, чем более хрупко все внутри, тем больше его необходимо защищать. Слона не следует пускать в посудную лавку, а в магазин мягкой мебели пригласить вполне можно. Практически полностью открытыми без ущерба могут быть святые. Обычным же людям приходится поддерживать свои границы.

 

Характеристики.

Граница имеет 2 основных параметра: проницаемость-закрытость и гибкость-жесткость. У здоровой личности эти параметры могут изменяться в зависимости от ситуации. У проблемной личности они намертво зафиксированы в одном положении.

 

Проницаемость: позволяет человеку встречаться с новым опытом, обучаться новым навыкам. Если рассматривать аналогию с пищеварением, это возможность съесть что-нибудь и усвоить съеденное.

 

При повышенной проницаемости человек ест все без разбору и ограничений по количеству, а в результате не всегда может переварить съеденное. В отгошении информации повышенная проницаемость границ проявляется во внушаемости человека. Он принимает чужие убеждения на веру без проверки их истинности вообще и премлемости для себя лично.

В норме такое состояние существует в детстве. Если бы человек должен был непременно проверять всю получаемую информацию, он бы просто не выжил. Вряд ли ребенку так уж надо проверять, что в действительности случится, если высовываться в окно 10 этажа, или если открыть газ в плите. Как говорится, кушать можно любые грибы, но некоторые – только один раз… Кроме этого, в обществе существуют принятыя правила и нормы, которые облегчают взаимодействие людей. Принято приветствовать друг друга при встрече и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Принято, что слово «кошка» обозначает определенного зверя. Это не возможно проверить, просто все так договорились. То же касается всех остальных слов в языке. И ребенку надо принять это на веру, чтобы потом понимать других людей. Детские попытки найти всему обоснование вызывают многочисленные «почему», которые часто ставят взрослых в тупик. Иногда остается ответить только «по кочану!». 

Негативный смысл повышенной проницаемости границ состоит в том, что некоторые убеждения, принятые без критики, по сути ограничивают возможности человека, его спонтанное самовыражение, а иногда и доводят человека до абсурда. Если старшие сказали что-то, значит так оно и есть. «Хорошие дети не дерутся! Драться нельзя!». И вот уже ребенок не способен постоять за себя в группе сверстников, а в последующем не может отстаивать свои интересы… Можно выбрать профессию «как у папы», не сверяясь с собственными способностями и склонностями. Часть подобных ограничивающих убеждений получены от родителей, другие навязаны обществом. Реклама направлена на получение именно такого результата – бездумного принятия своих посланий и их реализации на благо рекламодателю. В качестве примера можно привести одного литературного героя, у которого было убеждение, что хорошо пожертвовать собой для Родины. А поэтому с криком «За Родину!» он выпрыгнул из окна.

Таким образом, повышенная проницаемость границ обеспечивает человеку нтеграцию в общество и защиту за счет коллективного опыта. А так же вынуждает человека следовать чужим указаниям и реализовывать чужие желания, зачастую в ущерб себе.

 

 

Пониженная проницаемость границ касается границ внутренних. Практически у всех людей есть такие внутренние качества и состояния, в наличии которых у себя трудно признаться. А поскольку они, очевидно, существуют, остается только приписать их авторство кому-нибудь другому. Яркой иллюстрацией такой ситуации является анекдот про ежика. Наелся ежик гороху и сидит, занимается аутотренингом «я не пукну, я не пукну…». Пукнул, и продолжает «это не я, это не я…».

Такое приписывание собственных состояний другим людям необходимо человеку для эмоционального сопереживания окружающим, формирования интуитивного понимания других людей. Оно формируется у ребенка, когда ему говорят, что другому тоже больно, если его ударить. Пример: девочка 4 лет постоянно таскает кошку за хвост. Все просьбы взрослых перестать мучить кошку эффекта не оказывают. Однажды тетя этой девочки сильно дернула девочку за косичку и в ответ на обиженный вопль сказала: «так ведь и кошке так же больно!». С тех пор кошка была оставлена в покое. Девочка смогла приписать кошке собственные ощущения от аналогичного действия. В дальнейшем такое же приписывание своих реакций начинает касаться не только физических ощущений, но и эмоциональных реакций. Если один человек рассказывает другому, как грубо с ним поговорил начальник, слушатель легко представит себя на месте рассказчика, переживет какую-то эмоцию (например, обиду), и станет утешать своего товарища. При этом он будет уверен, что товарищ действительно обижен, хотя тот этого и не говорил. Ресли друг действительно обиделся, результатом будет приятное ощущение взаимопонимания у обоих участников беседы. Умение чувтвовать «за другого» абсолютно необходимо матери грудного младенца. У могут быть разные причины для беспокойства, и мать способна «почувствовать», что же ему надо в данный момент. Если абсолютно точно описывать происходящее, то у ребенка есть разные интонации крика, разная мимика и движения тела. И это вызывает у матери различный собственный отклик, который она и интерпретирует как знание, что надо ребенку. В результате и он сам научается узнавать способы справляться с разными видами дискомфорта. Никакие самые лучшие справочники самых лучших специалистов не могут заменить такой чувствительности.

Пониженная проницаемость границ может стать проблемой, если человек не проверяет свои предположения относительно других или приписывает окружающим те свои реакции, которые себе запрещает. В приведенном уже примере с рассказом о грубости начальника возможны варианты. Рассказчик мог испытать не обиду, а злость. И тогда утешения для него будут неуместны и вероятно вызывут раздражение. Так что слушателю, кроме понимания фактически произошедших событий надо учитывать интонацию рассказчика, его выражение лица и т.д. А еще можно вместо «понятно, что ты обиделся», прямо сказать «я бы обиделся на твоем месте». Тогда взаимонепонимания можно избежать. Еще хуже обстоит дело с приписыванием своих отвергаемых качеств. Если человек А злится на человека Б, а при этом считает, что злость – это плохо и неправильно, то он может выйти из затруднения следующим образом. Особую злобность он припишет именно Б, и любые его проявления, даже нейтральные, будет оценивать как злонамеренные. И при этом с возмущением говорить «какой этот Б ужасный человек! Я к нему со всей душой, а он ко мне так плохо относится!». Классическим примером такого рода является «история с домкратом». Человек ехал на автомобиле по пустынной местности, и у него спустило колесо. Домкрата с собой не оказалось, но он вспомнил, что несколько километров назад он проезжал станцию техобслуживания. Он решил пойти туда пешком и попросить домкрат. По дороге его посетили следующие мысли: «здесь на много километров вокруг нет никаких других возможностей ремонта. Поэтому хозяин сможет запросить с меня любую цену за домкрат. Мне деваться будет некуда. Вот ведь какие бывают жадные люди!». В сущности, это была его идея про огромную цену, которую можно запросить в такой ситуации. Но он с успехом вложил ее в голову хозяина станции, даже не попытавшись проверить ее адекватность. Когда этот автомобилист дошел до станции, разгоряченный своими мыслями, хозяин встретил его и любезно спросил: «чем я могу вам помочь?». На что автомобилист заорал: «да подавись ты своим проклятым домкратом!!!». Неизвестно, был ли жадным хозяин станции техобслуживания, но совершенно точно, что жадным был автомобилист. Он считал, что в такой ситуации единственно возможный ход событий – получение огромной наживы на чужом несчастье. И он не признавался себе в собственной жадности, а приписал ее другому человеку.


  • 1
(Deleted comment)
В мае тренинг все же состоялся на квартире и с небольшим количеством участников. Планировалось продолжение этой темы в таком же формате. Так что, возможно удастся присоединиться со второй части :))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account